Корабли науки

Когда начались океанологические экспедиции? Первым в мире научным океанологическим кораблем стал английский корвет "Челленджер" водоизмещением 2300 т. Правда, промеры глубин, измерения температуры воды и скорости морских течений проводились и до этого, хотя бы во время экспедиций знаменитого английского мореплавателя Дж. Кука. Но "Челленджер" был первым специализированным кораблем. В 1872 г. он отправился в экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. Догадался наконец человек, что корабли надо снаряжать и для исследований Мирового океана. С такой идеей выступило английское Королевское географическое общество. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля сняли все пушки, освободив место для химической и фотолаборатории, большого аквариума. На палубе установили мощную паровую лебедку для подъема тралов и лота. Именно эти устройства и были в ту пору основными "инструментами" океанологов. Трал - это сеть для сбора образцов морской фауны и флоры. А лотом моряки издавна промеряли глубины. Простейший лот - конусовидное свинцовое грузило, привязанное к лотлиню - веревке, разделенной отметками на футы или метры. Моряк бросал его за борт, и, как только груз ложился на дно, натяжение лотлиня ослабевало. Подняв лот на палубу, определяли, насколько лотлинь погрузился в воду. С помощью лота океанолог мог получить и другие сведения. Термометр на лотлине фиксировал температуру на разных глубинах. Прикрепляли к нему и другие датчики, емкости для сбора проб морской воды. Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет. Научные материалы составили 50 объемистых томов с 2279 картами, схемами и рисунками. Участников первого океанологического плавания интересовало все: жизнь обитателей Мирового океана, строение его дна, подводные течения... Они провели 370 глубоководных промеров, 255 измерений температуры воды, 240 тралений. Именно ученые "Челленджера" первыми установили, что на океанском дне есть горные цепи и глубокие ущелья, что, несмотря на постоянный мрак и холод, жизнь в океане существует и на больших глубинах - тралы доставляли на борт удивительных глубоководных рыб. Кроме того, впервые из глубин были подняты образцы подводных полезных ископаемых... Ученые систематически брали пробы морской воды, определяли их состав, сравнивали, чем отличаются образцы, взятые в разных географических точках и на разной глубине. Теперь это может показаться удивительным, но в ту пору даже состав морской воды во многом оставался для науки загадкой.

Специально оборудованная палуба Челленджера  Подводный аппарат Мир

Как улучшалось оборудование научных кораблей? Со времен оснащение научно-исследовательских судов неузнаваемо изменилось. У ученых появились зонды самого разного назначения, а часто - универсальные. Например, зонд температуры, солености и глубины - это один прибор из трех миниатюрных датчиков. Терморезистор регистрирует изменение температуры по изменению своего электрического сопротивления. По показаниям датчика электропроводности определяют содержание соли в воде, а датчика гидростатического давления - глубину. Такой зонд на тросе, сматываемом с корабельной лебедки, опускают за борт. Данные о температуре, солености и глубине поступают в корабельный компьютер, который строит график зависимости температуры и солености морской воды от глубины. Для отбора проб морской воды с глубины служат батометры. Они представляют собой цилиндры с двумя крышками - верхней и нижней, захлопывающимися по команде компьютера на определенной глубине. Есть зонды, оределяющие количество растворенного в воде кислорода в зависимости от глубины - это интересует химиков и биологов - или зависимость скорости течения от глубины. Зонды заменили и прежние планктонные сети, которыми биологи забирали пробы планктона с разных глубин. Специальный прибор считает количество мельчайших живых организмов в определенном объеме океанской воды. Правда, для исследования дна океана уже многие десятилетия используются два более простых прибора - черпак и геологическая трубка. Черпаком берут пробу грунта с верхнего слоя дна. А геологическая трубка, спускаемая на тросе, глубоко вонзается в грунт, и проба его попадает во внутреннюю полость прибора. Современные трубки углубляются в грунт на 16-20 м. Морские геологи вооружены теперь и совершенными акустическими приборами - многолучевыми эхолотами, "рассказывающими" о рельефе дна и его внутренней структуре. В распоряжении ученых измерители течений, буйковые станции, работающие определенный срок на одном месте, автономные донные станции, которые спускают на глубину и поднимают по акустическому сигналу с корабля... О таких приборах и не мечтали во времена первого научного плавания "Челленджера". Но какой же океанолог не мечтает увидеть подводный мир своими глазами! У нынешних исследователей есть и акваланги, позволяющие погружаться на сравнительно небольшие глубины, и глубоководные автономные аппараты на несколько человек. А чтобы обеспечить работу двух обитаемых аппаратов "Мир", способных погружаться на глубину до 6000 м, в 1981 г. в СССР было специально построено судно "Академик Мстислав Келдыш". Один из объектов исследований "Миров" - гидротермальные океанские поля. Эти глубоководные "оазизы" со своим химическим составом воды, аномально высокой температурой и уникальной фауной во многом пока остаются для ученых загадкой. "Миры" прославились и на другом поприще - именно их выбрал для подводных съемок голливудский режиссер Джеймс Камерон, когда снимал фильм "Титаник". А предшественниками "Миров", как и других мобильных и совершенных современных подводных аппаратов, стали сконструированные в 30-40 -х годах 20-го века батисфера и батискаф. Их создателям потребовалось немало труда, изобретательности и мужества: ведь они же и испытывали свою технику. Но человек просто не был бы человеком, если бы рано или поздно не решился сам заглянуть в глубочайшие точки Мирового океана, прежде доступные лишь зондам и тралам.

Российское научное судно Академик Мстислав Келдыш
Акулы и скаты.

Есть ли кости у акул и скатов? Акулы и скаты отличаются от других рыб. В их скелете, целиком построенном из хрящей, нет костей. Нет у них и жаберных крышек, и жабры находятся за несколькими жаберными щелями. Рот у них расположен снизу, и только у китовой акулы так же, как у всех рыб. Зубы у акул растут в несколько рядов, которые идут друг за другом. Если передний зуб сточится, его место займет новый зуб из следующего ряда.

Какие виды акул существуют и в чем различие между ними? Появление акул на поверхности воды наводит ужас на все живое. Опасными считаются и крупные скаты. На самом деле лишь некоторые акулы, например кархародон или тигровая, хватают все без разбору - рыб, морских млекопитающих, птиц, даже шлюпку с гребцами. Скаты же вообще не нападают на людей, но для некоторых животных они смертельно опасны. Многие акулы вполне безобидны. Самая крупная из них - китовая. В длину она достигает 1 - 12 м, а порой и 14 - 15 м, и весит около 14 т. Питается она планктоном, мелкими стайными рыбками, рачками и кальмарами. Втянув в рот воду вместе с плавающими в ней животными, она массы всего тела. Используют его в основном промышленные предприятия для дубления кож. Почти все крупные акулы живут в теплых морях. Как правило, они охотятся на дельфинов и закрывает его и процеживает воду через жаберные щели. При этом добыча, то есть все, что крупнее 1 - 3 мм, удерживается 15 тысячами зубов и губчатой тканью на жаберных дугах. Китовые акулы медлительны и флегматичны. Известны случаи, когда пароходы и парусники сталкивались с акулами, ищущими пропитание в верхних слоях воды. Гигантская акула питается тем же, что и китовая, которой она чуть уступает в размерах. На гигантских акул охотятся из-за жира, содержащегося в их огромной печени - ее масса равна десятой части тюленей, но могут броситься на любую крупную добычу, если почувствуют запах крови. Наиболее опасным считается кархародон. В среднем эти прозванные "белой смертью" акулы бывают в длину 6 - 7,5 м (самая крупная из пойманных - 11 м). В желудках кархародонов находили целые туши морских львов массой 50 кг и один раз - даже 2 - метровой акулы. Самая необычная внешность у акулы - молота. Так ее назвали из-за формы головы, напоминающей гигантский молот, в разных концах которого расположены глаза и ноздри. Акулы - молоты - свирепые и очень прожорливые хищники. В их желудках находили и части человеческих тел, и консервные банки. У морской лисицы очень длинный хвостовой плавник, верхняя часть которого похожа на треугольный вымпел. Благодаря особенному строению хвоста она может невероятно быстро плавать. Обнаружив стаю мелких рыб, лисица носится вокруг на бешеной скорости, сильно бьет хвостом по воде и, согнав рыб в плотную кучу, жадно их глотает. На людей лисица внимания не обращает. Катран, или колючая акула, относится к самым мелким акулам. Обычная его длина 120 см. В Черном море катран питается рыбой мерланкой, а в Баренцевом и Белом - сельдью и треской. Мясо катрана очень вкусное, а катраний балык не уступает осетровому. С катранами надо быть осторожными. У них перед спинными плавниками есть два острых шипа, в основании которых находятся ядовитые железы. Если аквалангист поранится о них, то яд вызовет покраснение, отек, боль. Иногда учащается сердцебиение и затрудняется дыхание. Чаще всего раненые выздоравливают, хотя бывают и смертельные исходы. Пестрые кошачьи акулы поедают крабов и моллюсков на морском дне. Промыслового значения они не имеют. Около Кольского полуострова водится полярная акула, которая живет только в холодных водах. Этот весьма прожорливый хищник вырастает до 6,5 м и весит 1 т.

Белая акула  Скат

Какие бывают скаты? Самый крупный скат - манта, или морской дьявол. Размах его плавников достигает 7 м. Свое название он получил из-за торчащих на голове "рогов" - длинных плавников, которыми загоняет в рот рачков и других мелких животных, и умения выпрыгивать из воды на высоту до 1,5 м. Падая, он так громко ударяется о воду, что этот звук слышно за несколько километров. Скат - хвостокол похож на воздушного змея. Питается он рачками, моллюсками и другими донными животными, которых дробит зубами. Конец его длинного, словно плеть, хвоста увенчивает зазубренный ядовитый шип. Уколовшись им, человек может умереть. Жители Юго - Восточной Азии делали из этих шипов наконечники для стрел. В восточных предгорьях Анд южноамериканские индейцы с той же целью использовали шипы речных скатов - хвостоколов. У нас хвостоколы, которых еще называют морскими котами, обитают в Черном и Азовском морях и южной части Балтийского. На Дальнем Востоке в заливе Петра Великого живет гигантский, а в водах Южного Приморья красный хвостокол. У электрического ската есть электрические органы. Разрядами напряжением до 200 вольт он поражает врагов и жертв. У рыбы - пилы вытянутое, похожее на двустороннюю пилу рыло. Им она выкапывает из ила донных животных, а иногда резко протыкает стайки рыб, убивая и раня одним махом их во множестве. Мясо некоторых скатов очень вкусное. В Индии едят свежего и засоленного акулохвостого ската. В Корее и Японии деликатесом считается мясо гитарного ската Шлегеля, а из его плавников варят суп. Ценится и розовое мясо мобул и морских дьяволов. Всемирно признанный деликатес - блюдо из крыльев электрического ската.



Hosted by uCoz